суббота, 21 ноября 2009 г.

100-летие освящения храма Лурдской Божией Матери в Петербурге


100 лет назад был освящен католический храм французского посольства в Ковенском переулке, построенный по проекту Л. Н. Бенуа. Долгие годы он был единственным действующим католическим храмом города. 22 ноября 1909 года епископ Ян Цепляк в присутствии членов дипкорпуса и представителей власти освятил храм во имя Лурдской Божией Матери. Оформление церкви как снаружи, так и внутри было предельно просто
Общеизвестно, что слово "церковь" включает в себя два разных понятия. Первое — это люди, прихожане, объединенные общим вероисповеданием и национальностью. И второе значение — это постройка, здание, в котором прихожане, объединенные в один приход, собираются на совместную молитву.
Французы-католики, проживающие в Петербурге, и собиравшиеся на молитву в церковь св. Екатерины на Невском, в конце XIX века решили отделиться от многонациональной (поляки, литовцы, латыши, белорусы) и многочисленной (около 15 тысяч) общины св. Екатерины. В 1898 году МВД Российской Империи и сам Государь выдали разрешение на строительство в столице новой католической церкви для французов.

Для ведения всех хозяйственных и юридических дел немногочисленный (1200 человек) Французский приход выбрал из своей среды двух старост-синдиков — Августа Гютине и Георгия Ложье. Священника-земляка тоже нашли в своем городе. Тридцатилетний проповедник для французов из церкви св. Екатерины, иеромонах доминиканского ордена Амвросий Кюни согласился возглавить новорожденный приход. Именно в таком составе была оформлена у нотариуса купчая по покупке земельного участка у купца Максимова. За 67 тысяч рублей он продал французам земельный участок с постройками, расположенный в центре города на Ковенском переулке. Одну из построек сразу же приспособили под временную часовню, и молодой настоятель освятил ее во имя Пресвятой Девы Марии. В 1901 году отец Амвросий получил первые метрические книги, а это означало, что его церковь отныне стала приходской.
Для составления проекта новой церкви община решила обратиться к известному архитектору Леонтию Бенуа. Первоначальный проект значительно отличался оттого, что построили через семь лет, однако именно по нему в 1903 году был построен первый этаж церкви, где и стали отправляться Богослужения. На воплощение всего проекта в камне у прихода явно не хватало средств. Начало второго, окончательного, этапа строительства ознаменовалось многими переменами. Отца Амвросия сменил отец Иоанн Амудрю, Леонтий Бенуа взял в помощники молодого архитектора Мариана Перетятковича, строительные фирмы "Батиньоль" и "Железобетон" подарили приходу облицовочный камень и цемент. Перетяткович оперативно переработал проект, и строители не заставили себя долго ждать. Здание церкви построили раньше, чем община успела утвердить измененный проект.
В воскресенье 22 ноября 1909 года епископ Ян Цепляк освятил новую церковь по всем правилам Католической Церкви во имя Пресвятой Девы Марии. Во время торжественной мессы он произнес проповедь на французском языке. Среди многочисленных гостей находились и представители французского посольства.
Оформление церкви как снаружи, так и внутри было предельно просто и аскетично. По-видимому, община в будущем планировала как-то украсить интерьер, о чем вспоминает и архитектор Леонтий Бенуа: "Церквулька вышла живописною, и когда будут средства, можно будет добавить убранства, особенно внутри, чем достигнем большей камерности". Украшением храма являются: большие морские раковины при входе, 14 стояний крестного пути, большая и малая люстры, скульптурное убранство. К 1917 году в главном алтаре появилась большая икона, написанная академиком живописи Э.Липгартом, на которой были изображены Богородица с младенцем, архангел Михаил и ряд французских святых; в часовне закончена роспись стен и свода.
После пролетарской революции большинство французов вернулось к себе на родину. К 1920 году приход насчитывал около 100 человек. В 1922 году все католические церкви в Петрограде и пригородах были закрыты и опечатаны представителями новой власти. Причина — не подписание договоров, по которым государству переходило в собственность все церковное имущество. Правда, французской церкви несколько "повезло" в отличие от остальных петроградских — она была закрыта не накануне Рождества, а в середине января 1923 года. 7 июня того же года договор был подписан и храм был "распечатан".
В августе 1926 года настоятеля храма посетил высокий гость из Рима. Француз, иезуит, епископ Михаил Д'Эрбиньи легально прибыл в Ленинград из Москвы, чтобы совершить тайное рукоположение в епископский сан Ленинградского прелата Антония Малецкого, а общая задача Д'Эрбиньи состояла в том, чтобы создать новые церковные структуры на территории Советской России. Тайная хиротония произошла в храме на Ковенском 12 августа в часовне Лурдской Богоматери. Одновременно Антоний Малецкий был назначен Апостольским Администратором для Ленинграда. Спустя 9 лет, после того, как Малецкий был вынужден уехать в Польшу, Амудрю был также тайно в Москве хиротонирован в епископы и назначен Апостольским Администратором. Но соответствующие органы довольно быстро догадались о тайном рукоположении и патер Амудрю, епископ, уже в августе 1935 года был вынужден покинуть Советский Союз.
Тридцатитрехлетний отец Флоран стал третьим настоятелем храма. Время служения этого священника совпало с особо тяжелым положением церкви в Ленинграде. Аресты, слежка, расстрелы достигли своего апогея к 1937 году. Только иностранное подданство ограждало настоятеля на Ковенском от всех этих "прелестей" советской действительности. Ленинградские приходы, которые приходилось обслуживать единственному священнику, таяли на глазах. К концу 1938 года храм на Ковенском стал единственным в городе. Через полтора месяца после начала Отечественной войны Правительство Франции в Виши прервало дипломатические отношения с СССР, и гражданин Франции патер Флоран был вынужден покинуть Страну Советов. Вдогонку власти успели обвинить его в шпионаже. Ключи от храма, церковную утварь, свои личные вещи он оставил на хранение семидесятилетней Розе Ивановне Сушаль. Французская подданная, в прошлом гувернантка, учительница французского языка. Она была и председателем двадцатки, и органисткой, и комендантом жилого дома при церкви. Именно она сохранила наш храм в тяжелые военные годы от разграбления, пожаров. По воскресеньям она открывала храм, и люди приходили и молились. Умерла она уже в послевоенном 1947 году и похоронена на Большеохтинском кладбище; к сожалению, могилу ее найти не удалось.
С 1947 года в храме возобновились ежедневные богослужения. Рижским митрополитом А.Стринговичем, по согласованию с государственными органами, был назначен новый настоятель — отец Иосиф Казлас. Несмотря на пенсионный возраст (60 лет), отец Иосиф Казлас энергично взялся за работу.
В церкви были выбиты все стекла, повреждена снарядом колокольня, надо было выполнить большой объем штукатурных, кровельных и малярных работ. В условиях острого дефицита стройматериалов, был произведен первый послевоенный ремонт. Почти с первых лет своей деятельности в Ленинграде отец Иосиф постоянно ставил вопрос у государственных властей о назначении в Ленинград второго священника и возможности приезда из Риги епископа для совершения таинства миропомазания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий